"Варварство и проблема восприятия восточной культуры": дискуссия в Третьяковской галерее

18 марта в Третьяковской галерее прошла беседа "Варварство и проблема восприятия восточной культуры" из цикла  «Восток-Запад: границы культурной идентичности (в рамках выставки В.В. Верещагина)». Участники: Е.С. Штейнер — доктор искусствоведения, востоковед, специалист по японской традиционной культуре и Алексей Павлович Козырев — кандидат философских наук, доцент, заместитель декана философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова по научной работе.

С конца XIX в. термины «Запад» и «Восток» в философии и культурологии используются не как географические понятия, а как обозначение мировоззрений, культур, противоположных друг другу. Восприятие Западом культуры Востока строится на стереотипах, подразумевающих, как правило, превосходство Запада. Примерно так же древние греки формулировали понятие «варвары», называя так народы, находящиеся на более низкой ступени развития, чуждые культуре и образу жизни эллинов. Между тем, существует и другой подход, рассматривающий восточную цивилизацию как свободную от оков европейского рационализма, как следующую альтернативному пути развития. Василий Верещагин признавался, что именно на Востоке стал художником, но, вдохновлённый красотой восточных стран, он не мог не замечать и те стороны жизни, которые называл «азиатским варварством».

Василий Верещагин – художник, писатель, этнограф, исследователь, философ. Он был воспитанником кадетского корпуса, офицером, участвовал в сражениях, за оборону Самарканда получил орден Святого Георгия. При этом всю жизнь ненавидел войну и кардинально переосмыслил батальный жанр в живописи. Будучи страстным путешественником, Верещагин побывал в Индии, Японии, Китае, в Туркестане и даже на Филиппинах и Кубе. Выставки картин, написанных в этих поездках, дополнял привезёнными из разных стран диковинками. Публика обычно разделялась на два лагеря: одни восхищались, другие негодовали, но громкая слава пришла к художнику ещё при жизни, а его экспозиции всегда становились событиями. 

В следующих лекциях цикла также принимают участие сотрудники философского факультета:

Этика и эстетика в изображении войны в работах Василия Верещагина. 22 апреля в 15:30.

Среди участников - Скворцов Алексей, кандидат философских наук, доцент кафедры этики философского факультета МГУ им. Ломоносова.

«Японская серия». Этюды Никко. Встреча Василия Верещагина с эстетикой японской храмовой архитектуры. 29 апреля в 15:30.

Лектор: Бурыкина Александра — культуролог-японист, выпускница и сотрудник философского факультета МГУ.

Для участия в мероприятиях необходима регистрация.